homesitemap
запомнить меня

БАЙМУРАТ БАТЫР

-

Баймурат Байбориулы стал известен, когда младший жуз стал переходить в подданство России.
В народе говорят «Есенбай — начало Елека». Вероятно, эта поговорка появилась из-за того, что у истока реки Елек, который впадает в Яик, жил дедушка Баймурата Есенбай.

В народе ходит немало легенд о Баймурат — батыре, чье имя стало символом мужества. Получив известность в XVIII веке, благодаря личной отваге  и храбрости, Баймурат стал поистине легендарной личностью.
Когда речь заходила о вхождении казахской орды в Россию, Баймурат и  Бактыбай были в числе тех, кто открыто выражали свой протест.
В казахской степи часто возникали споры за пастбища и сенокосные угодья. Баймурат, который видел эти споры с раннего возраста, стал упорно отстаивать интересы своего рода


В этот же период в Младшем жузе жили прославленные батыры Тама Есет, Котибар Есет и известный острослов, бий Алаша Есет. Умельцы Есет и Балгабек были непревзойденными мастерами по изготовлению луков и стрел. Имена Есета, Баубека, рука об руку с Баймуратом, противостоявших врагам, сегодня произносят с нескрываемым уважением.
Калмыки, постепенно завоевывая земли казахов, подошли к  Сырдарье. Их передовые отряды подошли к  реке Караозек, к местечкам «Ауыз коль», «Карарын», «Килем жайган». в нынешней Кызылординской области. Калмыки, разбившие лагерь в местечке «Зортобе», узнав, что против них с войском выступил Баймурат батыр, начинают отступление. Отряды (более 200 сарбазов) Баймурат батыра преследуя врага, вступили  в бой около рек Караколь, Байконыр. Во время битвы ополченцы рода Жаппас, хорошо знающие местность, наголову разбили превосходящие по численности отряды калмыков. С каждым боем воины Баймурата, набирались опыта, становились закаленными бойцами. Имя Баймурат батыра стала широко известно в округе. Ежедневно его войско пополнялось новобранцами из родов Алтын, Жаппас, Алаша.  В бою, чтобы воодушевить себя, казахские воины шли в атаку с именем своего предводителя «Баймурат». Объединившись с отрядами других казахских батыров наши предки изгнали калмыков с родной земли. Легенда о Баймурат батыре продолжает передаваться из поколения в поколение.
В 1726-1727 года Баймурат батыр был участником битв при реках  «Билеути, Буланты (это место в народе называют «Калмаккырылган»), а в 1729 году участвовал в Анракайской битве. Имя Баймурат батыра стоит особняком среди других батыров, которые защищали родную землю от захватчиков.
В битве при реке Шаган казахское войско было разделено на три крыла. Одно крыло возглавлял советник Баймурат батыра Байкозы батыр. В №15 газеты «Шалкар» от 19 апреля 1991 года в статье «?абанбай халы? батыры»есть такие строки:
…Ер Косым, Баймурат пен Райымбек,
шли во главе казахских войск.
А вот что рассказывается о  Баймурат батыре  в художественной литературе? В романе «Уркер» изданном в1981 году писатель Абиш Кекилбаев пишет: «…жаппасы с криками окружили ханскую орду. Едва перевалило за полночь, жигиты Баймурата, закинув петлю на  юрту Тевкелева, стали разбирать ее, тут прискакал гонец из  ханской орды, крикнув:
— «Погоди батыр, твоих двух жигитов освободили»,—  остановил Баймурата.» (352 стр). Далее Абиш Кеилбаев пишет: «…Баймурат, шел на  врага без кольчуги, он не успокаивался  до тех пор пока не уничтожит неприятеля, к тому же он был упорным, исполнял даже нечаяно оброненное им слово. (456 стр.).
Абиш ага, когда писал книги «Уркер» и «Елен-алан» прочитал много исторических книг, перебрал очень большое количество архивных материалов. Это незримо чувствуется, когда читаешь его произведения.
В своем романе Абиш Кекилбаев пишет, что одному из  присутствовавших в ханской орде англичанину Джону Кэстелю представили: «…главный бий рода Жаппас Баймурат». Английский путешественник Джон Кэстель, оказывается, в своем дневнике сделал записи о пребывании  у Абулхаир хана в 1736 году. «…Двадцатого июня ни свет ни заря мы опять вышли в путь, вместе с людьми из ханской орды мы ехали часа три. Тут к нам подошел пожилой мужчина по имени Баймуратбай батыр (Байм?рат. — Т.Д.), и с твердой уверенностью заявил, если государственный советник прикажет, он погонит 1000 овец в Оренбург » (222 бет).
Один из немногих батыров, выступивших против подданства России в 1731 году, был Баймурат.Он совершает нападение на ставку Абулхайыр хана и лагерь посольства Тевкелева. Однако впоследствии после советов  биев, и умелых действий Тевкелева, он отказывается от своих первоначальных намерений, и идет не мирные переговоры. Об этом написано в исторических документах «Русско-казахские взаимоотношения в ХVI-ХVIII веках».  Писатель Александр Сергеев в своем романе «Петербургский посол» описывает, как Тевкелев по приказу царицы прибыл в казахскую степь послом, о переговорах с ханом Абулхаиром, о выступлении биев против приезда посла, особенно художественно описано поведение Баймурата (68 стр.).
«…Зверь он, зверь и есть!» Говоря словами башкира Кидряса: «…когда Баймурат злился, глаза его наполнялись кровью «.
Описывая события в ханской орде, А.Сергеев дает портрет Баймурат батыра: «…Но дорогу ему преградил не старый кайсак в богатом из зеленого бархата халате. Сухое, смуглое лицо его было бы даже красивым, если бы не вылезший из орбиты правый глаз». Как бы он не хотел показать его с отрицательной стороны, он не смог скрыть его мужества и отваги. Когда Тевкелев начал рассказывать биям и батырам о цели своего приезда, о мощи Российского государства, Баймурат прервал его на полуслове: «…Твой язык лжет. Тауыкел, не гость ты, враг нам». На этом совете Баймурат и Абулхаир не смогут договориться, и Баймурат уходит с совета. Узнав об этом джунгары связались с Баймурат батыром. Однако, как пишет, А. Сергеев Баймурат не принял предложение джунгар и не стал воевать против своего народа. Казахи презирали тех, кто предавал родную землю, и становился на сторону врага. Имя Бактыбай батыра стал девизом родов Алтын, Жаппас, народ до сих пор с восхищением вспоминает своих прославленных предков. Все эти данные дают возможность определить примерный возраст Баймурат батыра. Английский путешественник Джон Кэстель называл его пожилым, а  Тевкелев молодым. Это дает основания полагать, что Баймурат был  среднего возраста, то есть, ему было 35-45 лет. Значит, можно предположить, что он родился, примерно в 1690-1691 годы и умер в 1759-1760 годы. Потому что в  архиве после 1748-1750 годов, имя Баймурата Борибайулы не встречается.
В целом, во всех легендах отмечается, что девиз рода Жаппас «Баймурат!», но очень мало сведений, поясняющих, почему его имя стало девизом.
Когда заходит речь о добровольном присоединении Казахстана к России, сразу вспоминается письмо Абулхаир хана царице Анне, и его клятва.
Против подданства России выступали многие батыры и бии, такиие как, Жаппас Баймурат, Алим Бактыбай, Сырлыбай, Баби. В канун 250-летия добровольного присоединения Казахстана к Росии, вышеназванные батыры и бии были представлены, как отрицательные герои. Особенно это заметно у писателя А. Сергеева, который описывает Баймурат батыра как предателя своего народа. Однако история показывает, что Баймурат батыр  был истинным патриотом своей земли, защищавшим интересы простого народа.
От Баймурата родились Байтугель, Баяу, Алан, Малбасар, Болат. Потомок Баймурата от Алана Наги Илиясов Герой Советского Союза. В Сырдариинском районе Кызылординской области есть поселок имени Н.Илиясова.
Источник: Тынышбек ДАЙРАБАЙ, Ельтай КУТЫБАЕВ, «Туркестан» №39 от 360.09.2010г., http://www.altyn-orda.kz/kazpressreview/duxovnost/